Грузоотправителям не понравилась новая форма заявки на железнодорожные перевозки

С 27 декабря 2015 года вступил в силу приказ Министерства транспорта РФ об утверждении изменений в форму заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (так называемая «форма ГУ-12»).

Как выяснил Gudok.ru, грузоотправители недовольны рядом нововведений по заполнению заявки, но в Минтрансе, в ОАО «Российские железные дороги» и в компаниях-операторах грузового железнодорожного подвижного состава считают, что изменения давно назрели.

Среди основных реформ – необходимость указывать в заявке конкретную дату перевозки, а также фиксировать в ГУ-12 точное наименование организации-собственника вагона, в котором груз будет перевозиться. Как пояснил директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Вячеслав Петренко, необходимость указания точной даты отгрузки поможет дисциплинировать грузоотправителей в планировании перевозок, что позитивно скажется на технологии работы железнодорожного транспорта. А требование по указанию собственника вагона позволит избежать избыточного скопления парка на железнодорожных станциях массовой погрузки, где сегодня порожних вагонов оказывается больше, чем необходимо для перевозки продукции.

В ОАО «РЖД» поддерживают введение изменений в ГУ-12. Как пояснил начальник отдела планирования и нормирования контейнерных перевозок управления планирования грузовых перевозок Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Владимир Иваненский, пункты о собственнике вагона и точной дате отгрузки необходимы в заявке, чтобы обеспечить четкость и эффективность перевозочного процесса. Принципиальных сложностей в оформлении грузоотправителями заявок по новым правилам он не видит.

Тем не менее, сами грузовладельцы опасаются, что в связи с применением нового приказа возникнут и новые технологические сложности. Руководитель направления «внешняя логистика» ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» Татьяна Дурейко считает, что точный график отгрузки в рамках ГУ-12 выполним не для всех. Даже у крупных металлургов существуют отправки «в распыление»: предприятие никогда не сможет попасть в плановый календарь, составленный за 10 суток до начала месяца, ведь пакет заказов на следующий месяц в этот момент отсутствует. Ещё сложнее отразить такой график в заявке для предприятий среднего бизнеса, полагает она.

Указание в заявке собственника вагона, по мнению Татьяны Дурейко, тоже имеет свои сложности. У многих холдингов есть сервисные контракты или аффилированные операторские компании, а потому таким грузоотправителям не сложно указать собственника вагона в соответствующем поле ГУ-12. Но у предприятий, не имеющих таких договоров и собственных операторов, подобное требование в большинстве случаев повлечет необходимость многократно корректировать уже поданную в РЖД заявку.

С коллегой из НЛМК согласна ведущий инженер транспортного управления ОАО «Акрон» Анна Яблонская: точную дату отгрузки «возможно указать только при единой организации работы грузоотправителя и РЖД». По её словам, необходимость указания в заявке признака принадлежности вагона усложнит работу ее предприятия. ОАО «Акрон» в месяц загружает порядка 700 – 800 полувагонов, которые принадлежат различным собственникам – от 6 до 8 организаций. При такой структуре подвижного состава грузоотправитель не может угадать, какой полувагон будет загружен на той или иной станции, и в этом случае потребуется менять в заявке каждый раз одного собственника на другого. А на количество таких изменений приказом также наложено ограничение: заявку можно корректировать только 5 раз в декаду.

В противовес грузовладельцам, грузовые экспедиторы и операторы подвижного состава, наоборот, всецело поддерживают вступление в силу приказа о новой форме ГУ-12. Они подтверждают, что сложности переходного периода могут возникнуть у грузоотправителей без собственных вагонов, но сами операторы давно к этому готовы.

«Такое нововведение рано или поздно должно было произойти», — отмечает руководитель железнодорожных перевозок экспедиторской компании «СВ-ТРАНСЭКСПО» Петр Черноусов, добавляя, что необходимость указывать в заявке точную дату отгрузки и принадлежность вагона не доставляют особого неудобства операторам по причине наличия уже отлаженной схемы взаимодействия с собственниками подвижного состава и грузоотправителями. По его наблюдениям, на сети железных дорог давно ведется работа по планированию перевозок со стороны перевозчика. «К моменту подачи ГУ-12 вагоны уже заранее «размечены» в определенный маршрут, оператору уже известны и собственник вагона, и информация по готовности груза, — рассказывает он. — Зная эту информацию, оператор может точно спланировать дату отгрузки».

В случае, если имеются риски по сдвижке сроков погрузки, заявку следует подавать с расчетом на более поздний срок перевозки, а потом корректировать на ближайшую дату возможной отправки вагона. При этом Петр Черноусов отмечает, что «нововведение подобного плана ещё будет оттачиваться на практике, все реальные проблемы будут видны чуть позже».

Между тем, по мнению замгендиректора оператора железнодорожных контейнерных платформ ЗАО «Русская тройка» Андрея Мунькина, новая форма заявки заставит грузоотправителей быть более гибкими при составлении графиков передачи вагонов. «Хотелось бы посоветовать грузовладельцам максимально плотно заниматься планированием производства и отгрузки, следить за исполнением данных планов, чтобы максимально точно оценивать временные рамки по началу перевозок», — говорит он. Осуществлять планирование необходимо в рамках логистического комплекса всего предприятия в целом — точно планировать сроки отгрузок и подачу подвижного состава, добавляет топ-менеджер.

При этом нововведения, на которые жалуются грузовладельцы, не являются ими в полном смысле этого слова. «Принадлежность вагонов в настоящее время указывается пусть не в самой заявке, а в примечании к ней. При этом, подавая заявку ГУ-12, у грузоотправителя есть также возможность указать вагоны с конкретной датой погрузки в рамках составления графика их передачи», — подчеркивает Андрей Мунькин.

Gudok.ru